Сайт находится в опытной эксплуатации

Интервью с директором ГАОУ СПО «Брянский медико-социальный техникум им. ак. Н. М. Амосова» Верой Николаевной Пёховой

15 сентября 2017 г. в ГАУЗ «Брянский клинико-диагностический центр» прошла конференция «Повышение эффективности работы среднего медицинского персонала» под председательством заместителя Губернатора Брянской области, заместителя председателя Правительства Н. М. Щеглова. В своем выступлении Н. М. Щеглов отметил, что для достижения основных показателей развития здравоохранения по РФ и ЦФО нужно задействовать весь «потенциал», которым являются средние медицинские работники, именно они составляют большинство «первичного звена».

О том, как идет подготовка медицинских работников среднего звена на современном этапе, мы побеседовали с директором ГАОУ СПО «Брянский медико-социальный техникум им. ак. Н. М. Амосова», Отличником здравоохранения, Почетным работником СПО РФ, Ветераном труда, руководителем высшей категории Верой Николаевной Пёховой.

— Вера Николаевна, в области работают три государственных профессиональных образовательных медицинских учреждения. В чем особенность Брянского медико-социального техникума им. ак. Н. М. Амосова?

В медицинских образовательных организациях области несколько отличается набор по разным специальностям. Так, в Брянском медико-социальном техникуме им. ак. Н. М. Амосова, помимо «традиционных» специальностей (лечебное дело, акушерское дело, сестринское дело и фармация), есть и сравнительно новые: «Социальная работа», «Младшая медицинская сестра по уходу за больными», «Технология эстетических услуг».

В Брянском базовом медицинском колледже обучают профилактической стоматологии, лабораторному делу; в Новозыбковском медицинском колледже — ортопедической стоматологии.

Но задача у всех образовательных учреждений одна — выпуск профессионально ориентированных специалистов высокого уровня.

— В чем заключается главный подход к обучению специалистов высокого уровня?

Поскольку мне довелось основную часть своей деятельности провести в практическом здравоохранении, на момент становления директором техникума я отчетливо видела и понимала, какие недостатки, «пробелы» выявляются, когда молодые специалисты приходят работать в медицинские учреждения. Поэтому было принято решение максимально приблизить процесс обучения к практическому здравоохранению. Постепенно, работая сплоченной командой, мы стали внедрять наши планы и идеи в жизнь.

Первым шагом к нашей цели стало создание процедурного кабинета в полном соответствии с лечебным учреждением: внешний вид, оборудование, документация. В здравоохранении — а это значит «охрана здоровья» — нет мелочей. Студентам во время занятий и на экзаменах необходимо выполнить практическую часть, начиная от оформления документации (занесение данных пациента в «электронную базу», также копирующую электронные программы, используемые в здравоохранении; заполнение журналов; списание лекарственных препаратов) и заканчивая выполнением непосредственно манипуляции. На сегодняшний день техникум располагает 12-ю симуляционными кабинетами, в которых студенты нарабатывают практические навыки перед выходом на производственную практику.

Материальная база постоянно расширяется и обновляется. При введении в образовательный процесс специальности «Технология эстетических услуг» были открыты кабинеты для педикюра, маникюра. Дополнительно оборудован в стенах нашего учреждения «салон эстетических услуг», где оборудованы рабочие места мастера маникюра, педикюра, массажиста, косметолога. Здесь проходят практические занятия и демонстрационные экзамены.

Разумеется, нельзя совершенствовать практику, не изучив досконально теорию медицины. Для облегчения процесса обучения студенты техникума могут пользоваться двумя электронными библиотеками, фонд которых доступен им ежедневно, где бы они ни находились. Постоянно пополняется и библиотечный фонд учреждения: за 2017 год уже приобретено 549 экземпляров современных учебных изданий.

Конечно, нет предела совершенству. В перспективе нам хотелось бы иметь симуляционные центры. Но пока и имеющейся базы вполне достаточно для выполнения поставленных задач.

— Какие специальности наиболее востребованы среди абитуриентов?

Образовательная система должна быть в первую очередь гибкой, мобильной. Необходимо проводить постоянный анализ: какие специальности востребованы, почему, как привлечь студентов в отрасль, испытывающую дефицит кадров, сделать процесс обучения максимально эффективным и при этом удобным для студентов.

Мы решили идти в ногу со временем и расширить список специальностей, которые могут получить студенты техникума.

Вначале была открыта самостоятельная рабочая профессия «Младшая медицинская сестра по уходу за больными», набор студентов на базе 11 классов. Срок обучения 1 год 4 месяца. Область профессиональной деятельности младшей медицинской сестры — оказание населению сестринской помощи для сохранения и поддержания здоровья в разные возрастные периоды жизни. Т.е., получив такое образование, они могут ухаживать за тяжелыми больными, выполнять простые медицинские услуги. Первое время специальность не пользовалась особой популярностью, но лечебные учреждения Брянской, Калужской областей стали направлять на обучение младших медицинских работников — многие студенты пересмотрели свой выбор в пользу данного направления.

Затем была открыта специальность «Технология эстетических услуг», которая входит в программу «Топ-50» наиболее перспективных и востребованных профессий среднего образования в РФ. Данное направление пользуется популярностью среди абитуриентов: как выпускников общеобразовательных учреждений, так и работников сферы эстетических услуг. Ведь по сути те, кто работает сегодня в косметических и эстетических студиях, фитнес-центрах, СПА-салонах, должны иметь базовые медицинские знания, так как выполняют различные виды массажа или проводят косметологические процедуры. Но в основной своей массе они не имеют медицинского образования.

На данный момент Росздравнадзор и Рособрнадзор говорят о необходимости проведения проверки лицензирования этих учреждений и образования их сотрудников. Руководители, понимая остроту момента, направляют своих работников на обучение. У нас, кстати, есть очень удобный график: если в медицине заочное обучение запрещено, то для «технолога эстетических услуг» имеется возможность заочного и вечернего обучения, где можно, не прерывая основную деятельность, получить образование или повысить свою квалификацию.

По просьбе самих студентов этого отделения был введен модуль «младшая медицинская сестра по уходу за больными», включающий оказание первой доврачебной помощи.

В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012, во время обучения по основной специальности допускается освоение дополнительной специальности с учетом потребности и наличия свободного времени. Уже на последнем курсе студенты получают сертификаты государственного образца по дополнительному образованию: «Сестринское дело в анестезиологии и реаниматологии», «Функциональная диагностика», «Сестринский уход за новорожденными», «Сестринская помощь онкологическим больным», «Скорая и неотложная помощь», массаж, косметология и т.д. Дополнительное образование дает возможность, не теряя времени, сразу после окончания техникума, приступить к работе в интересующей отрасли медицины, здоровья и красоты.

В последние годы отмечается привлекательность профессии медицинского работника у людей с высшим образованием. У нас обучаются юристы, технологи, экономисты. У них взвешенный, осознанный подход к обучению. Получив образование в юности, они теперь хотят изучать то, что им действительно интересно, что пригодится в повседневной жизни, а может, в дальнейшем определит их новую профессию.

— Как обстоит дело с трудоустройством выпускников, оказывает ли техникум содействие в этом? Какие получаете отзывы о бывших студентах?

На сегодняшний день в нашем техникуме обучается 1140 студентов. Ежегодно выпускается 250-300 специалистов.

Мы очень довольны результатами наших выпускников. В любой медицинской организации отзывы о них в большей степени хорошие. Многие студенты, даже их родители, порой сетуют, что в нашем учебном заведении очень высокие требования, большая нагрузка. Но если человек осознанно идет работать в медицину, он несет ответственность за жизнь и здоровье другого человека. А будущие акушеры несут ответственность сразу за две жизни: мамы и ребенка. Они стоят «на передовой», непосредственно у постели данного пациента или роженицы.

Конечно, мы стараемся помочь им в трудоустройстве. К нам постоянно поступают запросы из медицинских организаций. В техникуме существует система содействия трудоустройству выпускников АИСТ. Уже с сентября будущие выпускники могут ознакомиться с поступающими предложениями о вакансиях, размещенных на сайте техникума, а также на стенде «В помощь выпускнику», уточнить интересующую их информацию, связаться с работодателями.

Ежегодно в феврале проходит «Ярмарка вакансий» для будущих выпускников, куда приглашаются представители всех МО нашего региона. Проходят беседы с руководителями, в ходе которых некоторые выпускники определяются с будущим местом работы.

Многие находят рабочие места самостоятельно. К сожалению, не всегда их выбор ложится в пользу государственных медицинских организаций. Многие выбирают частные структуры. Студенты-медики хорошо ориентированы на рынке труда, выбор рабочего места часто зависит от социального пакета.

Мы же стараемся помочь им определиться с профессией и получить все необходимые знания, практические навыки.

Выпускники нашего техникума пользуются спросом не только в МО области, но и в других регионах Российской Федерации.

— Конкурс при поступлении в техникум достаточно высокий для среднего профессионального образовательного учреждения. Как привлекаете будущих студентов?

Каждый год преподаватели и студенты техникума активно проводят профориентационную работу среди выпускников общеобразовательных учреждений области. Предыдущие годы мы выезжали в районы, проводили встречи, беседы с учащимися старших классов школ. Причем профориентационную работу проводили непосредственно сами студенты в сопровождении преподавателей. Я считаю, что это правильный подход, и сейчас мы видим, что многие СПО перенимают этот опыт. Информационный блок, представленный студентами, вызывает больший интерес у старшеклассников, доверие, ведь они практически ровесники. Во время таких встреч школьникам особенно нравятся проводимые студентами мастер-классы, возможность личного участия в проведении медицинской манипуляции на фантоме. Старшекурсники специальности «Акушерское дело» обучают навыкам пеленания и взвешивания новорожденных. Студенты отделения «Сестринское дело» дают возможность выполнения на муляжах забора крови и выполнения инъекций, облачившись в медицинскую одежду. Старшие курсы отделения «Лечебное дело» демонстрируют реанимационные мероприятия, методику снятия ЭКГ. На нашей площадке всегда собирается много людей разной возрастной категории.

В этом году в целях экономии финансовых средств мы решили профориентационной работе приобщить студентов, проживающих в районах области, выпускников тех школ, которые планируется посетить. Посредством подготовленного наглядного материала они проводят профориентационную работу на «Ярмарках вакансий».

— В последнее время средние профессиональные образовательные учреждения уделяют много внимания общественной деятельности, волонтерским движениям. Что, на ваш взгляд, это дает самим волонтером и населению?

В 2016 году отдел молодежной политики области впервые предложил нашим студентам принять участие во Всероссийском молодежном образовательном форуме «Территория смыслов». Наши студенты, оказавшиеся самыми юными участниками форума, нисколько не смутились того, что находились в окружении молодых ученых-медиков, преподавателей университетов, докторов с ученой степенью. Они принимали активное участие во всех мероприятиях, представили проект «Жизнь», который имел большой успех.

Весной этого года совместными усилиями департамента здравоохранения, МО области удалось его реализовать. Мероприятия, проходившие в сквере К. Маркса г. Брянска, собрали небывалое количество участников. Были привлечены многие медицинские организации, разбиты «площадки», студенты раздавали «листки маршрутизации» — каждый мог выбрать интересующее направление.

На проекте были задействованы Брянская областная станция переливания крови (каждый желающий в этот день мог стать донором крови), Брянский клинико-диагностический центр (проводилась экспресс-диагностика глюкозы крови), Брянский областной врачебно-физкультурный диспансер, Брянский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД (каждый желающий мог сдать кровь для анонимного обследования на ВИЧ, получить ответы на интересующие вопросы).

Наши студенты проводили всем желающим измерение артериального давления, санитарно-просветительскую работу о мерах профилактики и ранней диагностики острого нарушения мозгового кровообращения. Студенты отделения «Фармация» угощали людей «Коктейлями здоровья». С основами реабилитационного массажа познакомили жителей города студенты-старшекурсники. А ребята отделения «Технологии эстетических услуг» делали желающим маникюр.

Брянский колледж физической культуры провел открытые занятия по ЛФК. Представители Брянского кооперативного техникума проводили беседы о здоровом питании. Это было одно из самых масштабных мероприятий.

В прошлом году Брянский медико-социальный техникум имени ак. Н. М. Амосова присоединился к Всероссийскому общественному движению «Волонтеры-медики». Участники данного движения проводят акции различной направленности, санитарно-просветительскую работу среди населения, оказывают помощь людям с ограниченными возможностями, активно работают в медицинских учреждениях города Брянска. Также их работа направлена на профориентацию школьников в медицину, большой раздел работы «волонтеров-медиков» — развитие донорства крови на территории области и Российской Федерации. 28 сентября 2017 г. проходила акция, посвященная Всемирному дню сердца. «Волонтеры-медики» развернули «Улицу здоровья» на территории сквера К. Маркса: проводили разъяснение информации по определению индекса массы тела, необходимости контроля уровня глюкозы и холестерина в крови, раздавали информационные буклеты. Все желающие также смогли измерить артериальное давление.

Ежегодно проводится акция «День белой ромашки», приуроченная ко Дню борьбы с туберкулезом. Студенты готовят санбюллетени, проводили лекции для посетителей поликлиник города.

Что это дает студентам — для них это, в первую очередь освоение общих компетенций, опыт общения с населением, потенциальными пациентами, умение работать в команде, координировать действия. Подготавливая материал для очередного мероприятия, они досконально изучают теорию, статистические данные, и запоминают это лучше, чем на лекции. А население получает важную, доступно и интересно изложенную информацию, у них появляется повод задуматься о своем здоровье и здоровье близких, пройти обследование.

Работа «волонтеров-медиков» чрезвычайно интересна, разнообразна, востребована и находит поддержку среди разных слоев населения.

— Если бы Вас попросили в нескольких фразах сформулировать, каким должен быть медицинский техникум, что бы Вы ответили?

Главные принципы, на которых должна быть основана работа медицинского техникума, — теснейшая связь с практическим здравоохранением, воспитание ответственного подхода к своей работе и милосердного отношения к людям. Тем более ФГОС 4 поколения задает другие соотношения в практикоориентированности программ: 40% теории и 60% практики.

Конечно, очень хочется, чтобы качества, прививаемые будущим медикам в стенах нашего учебного заведения, поддерживались и культивировались в дальнейшей работе в системе здравоохранения. Несмотря на тяжелый труд, возникающие проблемы, хочется, чтобы они не растеряли свой запал, были такими же активными, неравнодушными, постоянно развивающимися личностями.

Темы: Брянский медико-социальный техникум им. ак. Н. М. АмосоваИнтервью

Слушать