Сайт находится в опытной эксплуатации

Новое в лекарственном обеспечении

За последний год в лекарственном обеспечении можно отметить ряд изменений, уже свершившихся или предполагаемых в ближайшее время.

Федеральный регистр лиц, страдающих орфанными заболеваниями

23 апреля 2012 года принято постановление правительства № 403 постановления правительства РФ от 26 апреля 2012 г. № 403 «О порядке ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности». Определен список из 24 жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний. Все пациенты, страдающие указанными заболеваниями, подлежат включению в Регистр. Однако проблемой остается то, что не определен перечень лекарственных препаратов, которые должны быть использованы для лечения указанных заболеваний, а также источники финансирования для закупки необходимых препаратов. В законе указано, что закупка необходимых препаратов должна производиться за счет регионального бюджета).

По состоянию на 01 ноября 2012 года в регистр на территории Брянской области включено около 100 пациентов.

По самым скромным подсчетам, лечение таких пациентов обойдется в сумму, превышающую 500 млн руб. в год. Это огромные средства для бюджета области. Для сравнения: лечение пациентов по программе «7 нозологий» обходится в 300 млн руб., и это на 1 тыс. пациентов; по программе «Обеспечение необходимыми лекарственными средствами» (ОНЛС) –те же 300 млн руб., но уже на 30 тыс. пациентов; по региональной льготе – 100 млн руб. на 100 тыс. человек.

Обсуждение стратегии лекарственного обеспечения

Стратегия лекарственного обеспечения представлена для общественного обсуждения на официальном сайте Минздрава Российской Федерации. В министерстве организована постоянно действующая рабочая группа, которая в режиме он-лайн принимает и рассматривает поступающие предложения.

В правительство доработанный документ должен быть внесен к 1 декабря. В 2014 году разные модели страхования опробуют в 4–6 регионах. Самый эффективный вариант будет принят для всей страны.

В настоящее время льготное лекарственное обеспечение подразумевает предоствление лекарственных средств инвалидам, больным социально значимыми заболеваниями, пациентам, страдающим семью дорогостоящими нозологиями. Всего по Российской Федерации в данную группу входят около 11 мнл граждан.

Нигде в мире не возмещается стоимость абсолютно всех лекарств. Для этого существуют ограничительные перечни и списки.

Разные группы пациентов будут обеспечиваться лекарствами на разных условиях:

  • Для работающих здоровых граждан, не имеющих тяжелых хронических заболеваний, лекарства нужны время от времени, расходы на них невелики. Для этой группы предлагается принцип соплатежа: часть стоимости будет возмещаться за счет страховых взносов работодателей, часть – заплатит сам пациент.
  • Неработающее население (пенсионеры, дети, безработные) будет лечиться за счет медицинской страховки и бюджетных средств. Здесь также будет предусмотрена частичная оплата.
  • Льготники, на сегодняшний день получающие лекарства бесплатно, сохранят свои льготы. Стратегия предлагает полную компенсацию расходов на лечение основной патологии больным социально значимыми, опасными, редкими, высокозатратыми, тяжелыми хроническими заболеваниями. Остальные лекарства, как и для других групп пациентов, будут предоставляться на принципах соплатежа.
  • Граждане, которые пользуются ведомственной медициной, смогут получать лекарства за счет своих ведомств.

Закупка лекарственных препаратов по торговым наименованиям

20 июля 2012 года принят Федеральный закон № 122 «О внесении изменений в 94-ФЗ «О размещении заказов». Проект постановления правительства России «О порядке утверждения перечня лекарственных средств, размещение заказа на поставку которых для нужд заказчиков осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями»

Разрешено указывать только международные непатентованные наименования (МНН). Однако допускается указание на торговые наименования лекарств, включенных в отдельный перечень, порядок утверждения которого устанавливается правительством. В связи с этим встали вопросы о критериях отбора таких препаратов и формирования перечня.

Ян Власов, сопредседатель Всероссийского союза пациентских организаций, доктор медицинских наук, отметил, что, с одной стороны, наконец-то снова заговорили о госзаказе, подразумевая реальное совмещение в лице заказчика и исполнителя структуры, подконтрольные органам власти и защищающие интересы и граждан, и казны. С другой стороны, опять возникли «особые» списки препаратов, закупаемых по торговым наименованиям, составляемые по невнятным критериям. Полная таинственность, окружающая процесс разработки критериев, по которым должны быть отобраны препараты, сеют недоверие среди большинства рядовых граждан. Если эти перечни будут принимать с участием экспертного медицинского сообщества и обществ пациентов, недоверия будет намного меньше. Врачу и пациенту крайне важно выписывать и получать безопасное лекарственное средство, в эффективности которого они оба уверены. В некоторых странах это достигается тем, что препараты выписываются врачами и оплачиваются страховыми компаниями по торговым наименованиям. Таким образом, врач не становится заложником экономической политики государства.

Этим же достигается насыщение фармацевтического рынка инновационными высокоэффективными препаратами, с одной стороны, и высокоэффективными и безопасными дженериками – с другой. Это повышает эффективность и качество медицинской помощи и, как следствие, – качество и продолжительность жизни людей.

Темы: Лекарственное обеспечение

Слушать