Сайт находится в опытной эксплуатации

Решения коллегий за 2014 год

Коллегия от 25 апреля 2014 г.

  • Решение коллегии № 2/1 от 25.04.2014 г. «Медицинские аспекты повышения рождаемости в Брянской области»

    Заслушав и обсудив доклад заместителя директора департамента здравоохранения  Чирковой О.И., коллегия отмечает, что в Брянской области, как и в РФ на протяжении последних двадцати лет сохраняется негативная тенденция депопуляции – население Брянской области неуклонно сокращается, несмотря на ряд положительных мер, принятых Правительством, таких, как материнский капитал, национальный проект «Здоровье» и др. меры социальной поддержки семей.

    В 2013 году родилось 13855  детей, что на 527 детей меньше, чем в 2012 году. Выше среднеобластного показателя рождаемости (11,1) имеют только 13 районов области с максимальным значением 17 в Красногороском районе. Самые низкие показатели имеют г. Фокино (3,4), Севский (8,6), Суражский (8,5), Дубровский (8,7) районы.

    Концепция демографической политики, утвержденная Президентом РФ, дает четкие ориентиры и направления деятельности как федеральным, так и региональным органам власти по сбережению и увеличению населения. Основными задачами демографической политики на перспективу определены: повышение уровня рождаемости, укрепление института семьи, формирование мотивации здорового образа жизни, сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений. В этом контексте важное значение приобретают меры медицинского характера, влияющие на повышение рождаемости.

    На протяжении десятилетий искусственный аборт был одним из основных методов внутрисемейного регулирования рождаемости в России и сейчас он продолжает занимать неоправданно высокое место в структуре методов регуляции рождаемости, а частота абортов в России остается достаточно высокой.

    При изучении исходов беременности у женщин Брянской области в динамике, выявляется благоприятная тенденция изменения репродуктивного поведения в течение последних лет – увеличение числа деторождений и уменьшение числа искусственных медицинских абортов, частота которых в 2013 году в Брянской области составила 28,9 на 1000 родов (2012 г. – 30,7; 2011 г. – 32,8, РФ в 2012 г. – 25,6, в 2000 году - 195,1). Число родившихся превысило число зарегистрированных абортов в 2013 году в 1,6 раза (в 2009 году в 1,2 раза). По сравнению с предыдущим годом  показатель уменьшился на 5,9%, но остался выше показателя в РФ на 12,9%.

    Всего в 2013 году в стационарах области проведено операций аборта – 8812 (9639 – в 2011 году).

    Сохраняется тенденция уменьшения доли абортов у первобеременных женщин среди всех прерываний - по области в общем числе абортов он составил в 2013 году 5,9% (2012 г. – 6,9%; 2011 г. – 8,3%). Первую беременность путем аборта в 2013 году прервало 519 женщин (2012 г. – 661; 2011 г. – 874).

    В то же время, прерывание беременности представляет максимальную опасность именно для первобеременных из-за возможного последующего нарушения репродуктивной функции, развития воспалительных процессов, эндокринных расстройств и бесплодия.

    В 2013 году в области зарегистрировано 3 случая прерывания беременности у девочек до 14 лет включительно (2012 г. – 6 случаев, 2011 г. – 10 случаев). У девушек в возрасте 15-19 лет в области в 2013 году беременность прерывалась в 422 случаях, что составило 4,8% от общего числа абортов (2011 г. – 546 случаев или 5,7%; 2011 г. – 634 аборта или 6,0%).

    Несмотря на снижение числа абортов у девушек до 19 лет включительно, существует необходимость оптимизации работы с детьми и подростками по предотвращению нежелательной беременности и своевременному их обращению в учреждения здравоохранения в связи с наступившей беременностью.

    В 2013 году по Брянской области в структуре абортов (от общего числа абортов) приходится на долю:

    • самопроизвольных – 17,4% (РФ 2012 г. – 15,2%);
    • по медицинским показаниям – 4,8% (РФ 2012 г. – 2,6%);
    • криминальных – 0 (РФ 2012 г. – 0,1%);
    • неуточненных – 0% (РФ 2012 г. – 5,2%);
    • по социальным показаниям – 0 (РФ 2012 г. – 0,05%).

    Доля абортов по медицинским показаниям, производимым в связи с патологией матери или плода, среди всех операций прерывания беременности снизилась с 5,2% в 2012 г. до 4,8% в 2013 г. Не производились аборты по  социальным показаниям, однако доля самопроизвольных абортов увеличилась с 15% в 2012 году до 17,4% в 2013 году. Сумма спонтанных и вынужденных прерываний беременности (по медицинским и социальным показаниям) среди всех абортов достигла в 2013 году 17,4 % (2012г. – 15,0%). Этот показатель является критерием состоятельности репродуктивной функции женщин, поскольку частота самопроизвольных абортов характеризует патологию репродуктивной функции женщины, а частота абортов по медицинским и социальным показаниям отражает число беременных с тяжелыми экстрагенитальными заболеваниями или патологией внутриутробного плода, а также уровень социального неблагополучия, исключающие возможность сохранения беременности и деторождения.

    Необходимость проведения профилактической и реабилитационной работы определяется теми осложнениями, которые встречаются после аборта. Частота осложнений искусственного прерывания беременности, по данным российских исследователей, колеблется в широких пределах: от 1,6 до 52%. Особенно значимы эти осложнения тем, что влияют в последующем на генеративную функцию женщины. Наиболее часто встречаются воспалительные заболевания органов малого таза. Нередко воспалительные процессы в органах малого таза принимают затяжное хроническое течение и являются причиной бесплодия, невынашивания беременности и возникновения внематочной беременности. Практически каждая шестая женщина вскоре после аборта нуждается в медицинской помощи по причине осложнений. Чаще всего это инфекционно-воспалительные заболевания, которые могут возникать как в раннем, так отдаленном интервале времени у 10-20% женщин и эндокринные нарушения (в основном, в отдаленные сроки) у 40-70% женщин.

    Таким образом, увеличение числа и доли родов при уменьшении в динамике числа искусственных прерываний беременности свидетельствует о позитивных изменениях в репродуктивном поведении женщин в течение последних 10 лет, включая мини-аборты (1 974).

    В Брянской области реализуется комплекс мер по профилактике абортов, социально- и медико-психологическому сопровождению беременных женщин и матерей с детьми до 3 лет.

    Организована информационно-просветительная работа, которая доводит до населения полную и достоверную информацию о вреде абортов с использованием СМИ, сети интернет.

    В медицинских организациях проводится индивидуальное медико-психологическое консультирование супружеских пар, беременных женщин и женщин, принявших решение о прерывании беременности.

    Акушерами-гинекологами проводится активная санитарно-просветительская работа в молодежной среде.

    Ведется совместная работа с представителями Русской Православной Церкви по формированию семейных ценностей.

    С участием благотворительных фондов и  Русской Православной Церкви в женских консультациях организована работа с беременными женщинами, находящимися в кризисной ситуации. Работает Кризисная служба для беременных с телефоном доверия и патронажной службой по оказанию  психолого-социальной поддержки беременным женщинам в кризисной ситуации, неполным и многодетным семьям, проводится просветительская работа с целью профилактики абортов.

    С беременными женщинами из группы риска (одинокие, многодетные, несовершеннолетние, студентки, выпускницы школ-интернатов, из семей социального риска) врачами акушерами-гинекологами и фельдшерами ФАПов проводится индивидуальная работа по сохранению беременности и готовности женщины к рождению и воспитанию ребенка.

    В соответствии с Федеральным Законом № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» вопрос о прерывании беременности решается не ранее семи дней с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности при сроке беременности восьмая - десятая недели беременности.

    Несмотря на проводимые профилактические мероприятия, ряд территорий Брянской области не достигли желаемых результатов по снижению абортов и увеличению рождаемости.

    Территории с высоким показателем абортов


    п/п
    ТерриторииВсего абортов (абс.)На 1000 женщин
    фертильного возраста
    2011 2012 2013 2011 2012 2013
    1 г. Клинцы 480 547 649 27,7 32,9 39,8
    2 г. Фокино 83 155 123 23,7 46,8 38,3
    3 Брасовский 185 229 243 37,7 49,4 54,5
    4 Дятьковский 792 763 634 52,8 51,8 43,9
    5 Жуковский 657 654 547 72,3 75,0 64,8
    6 Климовский 234 223 201 34,2 33,9 31,4
    7 Мглинский 187 192 167 39,5 42,0 37,9
    8 Новозыбковский 767 687 627 56,1 51,6 48,2
    9 Погарский 274 235 186 43,0 38,5 31,5
    10 Почепский 367 344 284 37,1 35,7 30,5
    11 Стародубский 339 332 329 43,6 37,9 38,4
    12 Унечский 409 362 354 42,3 39,8 40,4

    При этом в 13 городах и районах работа по предупреждению абортов и нежелательной беременности находится на достаточно высоком уровне.

    Территории с низким показателем абортов


    п/п
    ТерриторииВсего абортов (абс.)На 1000 женщин
    фертильного возраста
    2011 2012 2013 2011 2012 2013
    1 г. Брянск 3428 2752 2962 28,9 23,6 26,1
    2 г. Сельцо 170 149 104 40,6 37,0 26,7
    3 Брянский 145 170 138 9,9 11,9 9,8
    4 Выгоничский 102 59 21 19,4 11,7 4,2
    5 Дубровский 118 85 99 23,6 18,2 22,1
    6 Жирятинский 24 10 11 12,9 5,6 6,3
    7 Карачевский 228 217 191 26,1 25,9 23,8
    8 Клетнянский 72 85 96 14,9 18,6 21,7
    9 Комаричский 133 112 89 29,4 25,7 21,1
    10 Навлинский 289 234 180 41,8 34,9 27,6
    11 Севский 69 88 86 17,5 23,6 23,7
    12 Суражский 51 31 41 8,9 5,6 7,5
    13 Трубчевский 234 256 217 26,1 29,7 26,1

    Дальнейшие меры по профилактике абортов и реабилитации после производства аборта должны быть направлены на:

    • выявление групп риска по производству абортов;
    • обеспечение их консультативной помощью по методам контрацепции;
    • оказание женщинам социальной и психологической помощи, как до аборта, так и после него;
    • проведение предабортной медикаментозной профилактики;
    • лечение медицинских осложнений,
    • обеспечение средствами индивидуальной контрацепции;
    • создание системы диспансерного наблюдения за женщинами, перенесшими прерывание первой беременности.

    Одной из причин снижения рождаемости является бесплодие. Лечение бесплодия следует рассматривать как резерв рождения желанных детей и перспективного увеличения репродуктивного потенциала населения. С учетом не менее 30% эффективности лечения позволит увеличить количество родившихся на 50 новорожденных в год.

    В 2008 году в Брянской области был открыт Центр планирования семьи и репродукции по лечению бесплодия в браке с использованием вспомогательных репродуктивных технологий. С 2013 года отделение вспомогательных репродуктивных технологий открыто на базе ГБУЗ «Брянская ЦРБ».

    За период 2013 года с использованием вспомогательных репродуктивных технологий  родилось 56 детей.

    Исходя из выше изложенного,

    КОЛЛЕГИЯ РЕШИЛА:

    1. Информацию заместителя директора департамента здравоохранения Чирковой О.И. принять к сведению.
    2. Заместителю директора департамента здравоохранения Чирковой О.И. совместно с главными врачами ЛПУ обеспечить:
    2.1. постоянный контроль за реализацией мер по снижению числа абортов.
    2.2. постоянный контроль за оказанием женскому населению квалифицированной медицинской помощи.
    3. Главному внештатному акушеру-гинекологу департамента здравоохранения Луниной Т.В.: 3.1. Проводить анализ причин высоких показателей абортов в ЛПУ области.
    3.2. Оказывать ЛПУ организационно-методическую помощь по проведению профилактики абортов.
    4. Главным врачам ЛПУ:
    4.1. обеспечить строгое выполнение ст. 52 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
    4.2.   Взять под особый контроль качество оказания медицинской помощи женскому населению в подведомственных ЛПУ.
    4.3. Обеспечить реализацию мер по профилактике абортов и реабилитации после производства аборта в полном объеме.
    5. Главным врачам ГБУЗ «Клинцовская центральная городская больница», «Фокинская городская больница им. В.И. Гедройц», «Дятьковская ЦРБ», «Жуковская ЦРБ», «Климовская ЦРБ», «Мглинская  ЦРБ», «Новозыбковская ЦРБ», «Погарская ЦРБ», «Почепская ЦРБ», «Стародубская ЦРБ» и «Унечская ЦРБ» указать на недопустимо высокий уровень показатель абортов и принять меры к его снижению.
    6. Контроль исполнения решения коллегии возложить на заместителя директора департамента здравоохранения по охране материнства и детства Чиркову О.И. 
  • Решение коллегии № 2/2 от 25.04.2014 г. «Повышение доступности обезболивающей терапии»

    Заслушав и обсудив доклад заместителя директора Л.Б. Борщевской, коллегия отмечает.

    Острые и хронические болевые синдромы (ХБС) широко распространены во всех областях медицины, и проблема их оптимального купирования является одной из наиболее актуальных в здравоохранении. Эффективное лечение хронической боли рассматривается экспертами ВОЗ как один из основных компонентов паллиативной помощи.

    При генерализации опухолевого процесса жалобы на боль предъявляют 70-90% пациентов, большая часть из которых нуждается в назначении опиоидных анальгетиков, относящихся к контролируемым - наркотическим или психотропным лекарственным препаратам. Согласно образному выражению Х.В. Штрибеля, «у неизлечимого онкологического больного, чье состояние отягощено хронической болью, речь идет не о том, чтобы добавить время к ограниченной жизни, а о том, чтобы добавить жизни к ограниченному времени».

    По данным Международного комитета по контролю за оборотом наркотиков, Россия занимает 38 место из 42 по доступности наркотического обезболивания в Европе.

    Для упорядочения противоболевой помощи больным с наличием хронического болевого синдрома высокой интенсивности, гарантированного обеспечения пациентов современными наркотическими лекарственными препаратами, необходимо создание целевой общегосударственной программы, предусматривающей законодательную, организационную и экономическую базы.

    В России традиционно, чаще других, применяются инъекционные формы наркотических анальгетиков. Короткая продолжительность анальгетического эффекта, низкий «анальгетический потолок» и высокий наркогенный потенциал, значительно ограничивают их применение, особенно в терапии ХБС у онкологического больного. Инъекционные лекарственные формы в связи с выраженным наркогенным потенциалом имеют высокий риск немедицинского использования, что снижает их нормативную доступность, повышает степень контроля и осложняет работу медицинского персонала.

    Неоспоримые преимущества в лечении инкурабельных онкологических больных и пациентов с наличием ХБС имеют современные неинвазивные лекарственные формы наркотических препаратов длительного действия (трансдермальные, оральные). Они наиболее эффективно устраняют интенсивную хроническую боль, обеспечивают непрерывную анальгезию, удобны для самостоятельного использования пациентами в домашних условиях, улучшают качество их жизни, сводя к минимуму участие медицинского персонала в обеспечении противоболевой терапии.

    Принятые в последнее время Правительством и Минздравом РФ нормативно-правовые акты, регулирующие оборот наркотических средств и психотропных веществ, направлены на совершенствование обезболивающей терапии нуждающимся пациентам  при оказании медицинской помощи.

    Приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н:

    • исключена норма по обязательному согласованию назначения наркотических и психотропных лекарственных препаратов с заведующим отделением при лечении пациента в стационарных условиях;
    • предусмотрена норма о возможности назначения наркотических и психотропных лекарственных препаратов пациентам с выраженным болевым синдромом любого генеза либо самостоятельно медицинским работником, либо медицинским работником по решению врачебной комиссии (в случае принятия руководителем медицинской организации решения о необходимости согласования назначения с врачебной комиссией);
    • предусмотрено увеличение до двух раз количества выписываемых наркотических и психотропных лекарственных препаратов при оказании пациентам паллиативной медицинской помощи;
    • увеличены нормы выписывания на один рецепт на лекарственные препараты омнопона, промедола, фентанила;
    • предусмотрена норма о возможности назначения либо выдачи одновременно с выпиской из истории болезни наркотических и психотропных лекарственных препаратов на срок приёма пациентом до 5 дней в отдельных случаях по решению руководителя медицинской организации при выписывании пациента, имеющего соответствующие медицинские показания и направляемому для продолжения лечения в амбулаторных условиях. При этом приказом не установлен порядок выдачи наркотических и психотропных лекарственных препаратов пациентам для получения обезболивающей терапии на временном промежутке от выписки до постановки на учёт по месту жительства.  

    Основной целью постановления Правительства РФ от 29.03.2014 № 249 является исключение отсутствия наркотических и психотропных лекарственных препаратов в медицинских организациях - увеличены нормативы запаса в медицинских организациях, в сельских и удалённых аптечных организациях, установлена возможность временного хранения на постах среднего медицинского персонала в отделениях стационаров, в укладках, наборах и комплектах для оказания первичной медико-санитарной и скорой медицинской помощи.

    В настоящее время на рассмотрении находится законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» о продлении срока действия рецепта до тридцати дней и упрощении порядка уничтожения использованных в медицинских целях наркотических и психотропных лекарственных препаратов. Минздравом России подготовлен проект приказа, утверждающего правила отпуска лекарственных препаратов из аптечных организаций, в том числе предусматривающий отпуск наркотических средств и психотропных лекарственных препаратов для пациента лицу, имеющему оформленную в соответствии с законодательством доверенность на право их получения.

    Минздравом России (информационное письмо от 27.02.2014 № 25-4/10/2-1277) рекомендован ряд мер, направленных на повышение доступности наркотических препаратов для облегчения боли у нуждающихся в обезболивании пациентов, в том числе:

    • о необходимости обучения врачей-специалистов и лечащих врачей медицинских организаций методам обезболивания, принципам подбора наркотических лекарственных препаратов, особенностям оказания обезболивания инкурабельным онкологическим больным;
    • о необходимости упрощения процедуры назначения и выписывания наркотических и психотропных лекарственных препаратов путём предоставления права всем медицинским работникам (врачам-специалистам и участковым терапевтам (педиатрам)) осуществлять назначение и выписывание лекарственных препаратов;
    • о необходимости своевременного и безотказного оформления всех реквизитов рецепта на наркотические средства, включая подпись руководителя (заместителя руководителя или руководителя структурного подразделения) медицинской организации, оттиск круглой печати медицинской организации, а также отметки врачебной комиссии (в случае принятия решения о согласовании назначения с врачебной комиссией);
    • о недопустимости отказа в выписке наркотических лекарственных препаратов за полную стоимость (в случае отсутствия соответствующей лекарственной формы наркотического препарата по льготе).  

    В Брянской области предоставление пациентам при оказании первичной медико-санитарной помощи наркотических средств и психотропных веществ, применяемых с целью обезболивания, осуществляется в соответствии с действующим федеральным законодательством. Причин непредставления пациентам с болевым синдромом любого генеза назначенных лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний и при соблюдении утверждённых соответствующих стандартов медицинской помощи нет. 

    Проведенный департаментом здравоохранения анализ исполнения на территории области норм приказа Минздрава РФ от 20.12.2012 № 1175н, упрощающих процедуру назначения и выписывания наркотических и психотропных лекарственных препаратов, показал:

    • более 70% медицинских организаций приняло решение при оказании первичной медико-санитарной помощи назначение и выписывание наркотических средств и психотропных лекарственных препаратов списков II и III  осуществлять по решению врачебной комиссии;
    • более 55% сохранили норму об обязательном согласовании назначения наркотических средств и психотропных веществ с заведующим отделением (либо уполномоченным лицом) при лечении пациента в стационарных условиях.

     

    На основании выше изложенного

    КОЛЛЕГИЯ РЕШИЛА:

    1. Информацию, представленную заместителем директора департамента здравоохранения Л.Б. Борщевской принять к сведению.
    2. Заместителям директора департамента здравоохранения Л.Б. Борщевской, Л.М. Красевой, М.Г. Панову, О.И. Чирковой:
    2.1. при проведении ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности осуществлять контроль за своевременным назначением и выписыванием наркотических и психотропных лекарственных препаратов при различных видах боли, за соблюдением стандартов медицинской помощи, корректировкой обезболивания при оказании паллиативной медицинской помощи;
    2.2. с учётом предложений медицинских организаций и, по согласованию с управлением ФСКН России по Брянской области, установить требования к порядку назначения либо выдачи наркотических и психотропных лекарственных препаратов на срок приёма пациентом до 5 дней при выписывании из стационара и направлении для продолжения лечения в амбулаторных условиях, для получения обезболивающей терапии на временном промежутке от выписки до постановки на учёт по месту жительства.
    3. Руководителям медицинских организаций области:
    3.1. обеспечить выполнение действующих нормативно-правовых актов, регулирующих порядок назначения и выписки лекарственных препаратов, назначаемых с целью обезболивания при оказании медицинской помощи;
    3.2. при оказании первичной медико-санитарной помощи обеспечить своевременное и безотказное оформление всех реквизитов рецепта на наркотические средства, включая подпись руководителя (заместителя руководителя или руководителя структурного подразделения) медицинской организации, оттиск круглой печати медицинской организации, а также отметки врачебной комиссии (в случае принятия решения о согласовании назначения с врачебной комиссией);
    3.3. исключить случаи, препятствующие своевременному обеспечению пациентов обезболивающими лекарственными препаратами;
    3.4. в срок до 30 апреля 2014 года направить в департамент здравоохранения предложения для установления порядка назначения либо выдачи наркотических и психотропных лекарственных препаратов на срок приёма пациентом до 5 дней при выписывании из стационара и направлении для продолжения лечения в амбулаторных условиях для получения обезболивающей терапии на временном промежутке от выписки до постановки на учёт по месту жительства.
    3.5. обеспечить обучение врачей методам обезболивания, принципам подбора наркотических лекарственных препаратов, особенностям оказания обезболивания инкурабельным онкологическим больным, обратив особое внимание на врачей, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях.
    4. Руководителям аптечных организаций, имеющих лицензии на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений:
    4.1. исключить случаи, препятствующие своевременному обеспечению пациентов обезболивающими лекарственными препаратами;
    4.2. осуществлять постоянный контроль за наличием в ассортименте наркотических и психотропных лекарственных препаратов списков II и III в соответствии с заявками медицинской организации, прикреплённой для обеспечения. Своевременно направлять заявки в уполномоченную на распределение наркотических и психотропных лекарственных препаратов организацию.
    5. Контроль исполнения решения коллегии возложить на первого заместителя директора департамента С.Н. Карпенко.

  • Решение коллегии № 2/3 от 25.04.2014 г. «О переходе на оплату амбулаторно-поликлинической помощи в 2014 году по подушевому нормативу финансирования»

    Заслушав доклад заместителя директора территориального фонда обязательного медицинского страхования Брянской области М.А. Зайцевой, коллегия отмечает.

    Оплата амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по подушевому нормативу реализуется с целью преодоления структурных диспропорций в здравоохранении, повышения финансовой  ответственности медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, за качество и доступность медицинской помощи застрахованным лицам, прикрепленным для медицинского обслуживания по территориально-участковому принципу.

    Система оплаты ориентирует на укрепление сектора амбулаторно-поликлинической помощи, а в ее составе – на повышение роли звена первичной медико-санитарной помощи, которое призвано осуществлять не только лечебно-профилактическую работу, но и организационно гарантировать оказание медицинской помощи прикрепившемуся населению на всех этапах. Врач первичного звена должен определять наиболее эффективные методы лечения пациентов, участвовать в планировании оказания медицинской помощи на других этапах, обеспечивать преемственность в лечении и реабилитации больных, профилактике заболеваний.

    Средства, сэкономленные за счет расширения функций и рациональной организации медицинской помощи, используются для поощрения медицинского персонала с учетом качественных показателей его деятельности.

    Подушевой норматив представляет собой ежемесячный объем финансирования амбулаторно-поликлинической помощи на одного застрахованного прикрепленного жителя.

    Подушевой норматив включает в себя:

    1. Финансовые средства, обеспечивающие собственную деятельность медицинской организации в амбулаторных условиях, в том числе:
    а) на оплату посещений участковых врачей, врачей общей практики, врачей – специалистов, посещений среднего медицинского персонала,  в том числе на ФАПах и здравпунктах, с учетом финансового обеспечения дополнительных выплат медицинским работникам участковой службы (врачи - терапевты участковые, врачи - педиатры участковые, врачи общей  практики, медицинские сестры врачей терапевтов участковых, медицинские сестры врачей педиатров участковых, медицинские сестры врачей общей  практики), фельдшерско-акушерских пунктов (фельдшеры, акушерки, медицинские сестры ФАПов), денежные выплаты по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным специалистам, проживающим  в сельской местности или поселках городского типа, выплаты разовой материальной помощи к отпуску, оплата труда   медицинских работников дошкольных образовательных учреждений;
    б) на финансирование мероприятий по проведению профилактических медицинских осмотров взрослого населения и медицинских осмотров несовершеннолетних согласно приказам Минздрава России от 06.12.2012 № 1011н «Об утверждении Порядка проведения профилактического медицинского осмотра», от 21.12.2012 № 1346н «О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них»;
    в) на оплату амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной прикрепленным гражданам в других медицинских организациях, за исключением амбулаторной медицинской помощи, оказанной в медицинских организациях, не имеющих прикрепленное население.
    На основании выше изложенного

    КОЛЛЕГИЯ РЕШИЛА:

    1. Информацию, представленную заместителем директора территориального фонда обязательного медицинского страхования Брянской области М.А. Зайцевой принять к сведению.
    2. И.о. директора территориального фонда обязательного медицинского страхования П.М. Иванову организовать оплату амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по подушевому нормативу финансирования на прикрепленное население с 1 апреля 2014 года.
    3. Контроль исполнения решения коллегии возложить на заместителя директора департамента Л.Е. Крашенинникову.

  • Решение коллегии № 2/4 от 25.04.2014 г. «Реализация мероприятий по снижению смертности населения Брянской области от болезней системы кровообращения»

    Заслушав доклады по рассматриваемому вопросу, коллегия отмечает.

    Заболеваемость населения Брянской области болезнями системы кровообращения в 2013 году осталась на уровне предыдущего года и составила 294,7 на 1000 взрослого населения (в 2012 г. – 294,1), снижение заболеваемости произошло по болезням, характеризующимся повышенным кровяным давлением, – на 0,2%, цереброваскулярным заболеваниям – на 0,9%. В сравнении с 2012 годом отмечается снижение показателя охвата диспансерным наблюдением больных, страдающих цереброваскулярными заболеваниями, на 6,8% (с 5,9 в 2012 г. до 5,5 в 2013 г.).

    В структуре общей смертности населения Брянской области болезни системы кровообращения по-прежнему занимают первое место -  56,8%. В 2013 году в области по причине болезней системы кровообращения умерло 11 282 человека (903,9 на 100 тыс. чел.), что меньше чем в 2012 году на 13,6 % (умерло 13 172 человека, 1046,2 на 100 тыс. чел.). За 2 месяца 2014 года в области умерло по причине болезней системы кровообращения 1712 человек (852,8 на 100 тыс. чел.), что меньше чем за 2 месяца 2013 года на 26,2% (умерло 2 341 человек, 1155,8 на 100 тыс. чел.). Несмотря на тенденцию к снижению смертности по причине болезней системы кровообращения, данный показатель в 1,3 раза превышает соответствующие значения по РФ (2013 г. - 696) и в 1,2 раза по ЦФО (2013 г. – 766).

    Снижение показателя смертности от болезней системы кровообращения стало возможным благодаря комплексному подходу к решению проблемы: укреплению материально-технической базы кардиологической службы; реализации сосудистой программы; увеличению доступности высокотехнологичной медицинской помощи; организационно-методической работе департамента здравоохранения и областного кардиологического диспансера.

    Важную роль в снижении смертности и сохранении здоровья имеет диспансеризация населения. Целью её, является раннее выявление заболеваний, являющихся причиной инвалидности и преждевременной смертности населения.

    Во исполнение приказа Минздрава РФ от 03.12.2012 № 1006н «Об утверждении порядка проведения диспансеризации отдельных групп взрослого населения» с 1 апреля 2013 г. медицинскими организациями области проводилась диспансеризация определенных групп взрослого населения.

    Общее число граждан, подлежавших диспансеризации в 2013 году – 219 676 человек. Прошли в 2013 году 1-й этап диспансеризации – 161 065 человек, или 73,3% от подлежащих диспансеризации в отчетном году. Количество направленных на 2 этап диспансеризации 65 218 человек, из них завершили 2-й этап диспансеризации – 64 198 человек или 98,4% от числа направленных (причины: отказ, прохождение 2 этапа в данный отчетный период не закончено).

    По результатам диспансеризации населения в 2013 году выявлено следующее распределение по группам здоровья:
    I группа «Лица с низким и средним сердечнососудистым риском» – 50 665 человек или 31,5% от числа граждан, прошедших диспансеризацию;
    II группа «Лица с высоким и очень высоким суммарным риском развития сердечнососудистых заболеваний» – 22 326 человек или 13,8%;
    III группа «Пациенты, требующие установления диспансерного наблюдения или оказания специализированной помощи, а так же нуждающиеся в дополнительном обследовании» – 88 074 человека или 54,7%.
    При проведении диспансеризации впервые выявлены подозрения на наличие заболеваний – 35 017 случаев, впервые выявлено заболеваний 26 693 случая или 76,2% от числа выявленных подозрений.

    В структуре впервые выявленных заболеваний болезни системы кровообращения занимают I-е ранговое место (39,7%), II-е место - болезни эндокринной системы (23,1%), III-е - болезни мочеполовой системы (10,8%), IV-е - болезни органов пищеварения (9,1%).

    Анализ итогов диспансеризации показал, что при достаточной частоте назначения и проведения на 2 этапе исследования брахио-цефальных артерий отмечается низкий процент выявления патологии по результатам данных исследований.

    С 2013 года в области начата реализация мероприятий сосудистой программы. Создан региональный сосудистый центр (РСЦ) на базе ГАУЗ «Брянская областная больница № 1» и три первичных сосудистых отделения (ПСО):  ПСО № 1 - ГАУЗ «Брянская городская больница № 1», ПСО № 2 -  ГБУЗ «Жуковская центральная районная больница», ПСО № 3 - ГБУЗ «Клинцовская центральная городская больница».

    В региональном сосудистом центре в круглосуточном режиме организовано оказание экстренной медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения и острым коронарным  синдромом  путем проведения рентгенэндоваскулярных вмешательств на сосудах сердца и мозга в первые часы развития острых сосудистых заболеваний.

    Также впервые в ПСО и РСЦ  появилась возможность круглосуточного проведения тромболитической терапии пациентам с ОНМК в первые часы от момента появления клинических симптомов ишемического инсульта и контроля этих пациентов благодаря работе рентгенологической службы (КТ), что увеличивает процент благоприятного исхода заболевания с минимальным неврологическим дефицитом и снижением летальности. Работа  мультидисциплинарных бригад (в составе с неврологом, реаниматологом, врачом-физиотерапевтом, медицинским психологом, логопедом, социальным работником, инструктором ЛФК) позволяет полноценно проводить реабилитацию пациентов и ускоряет  их возвращение в социальную среду с минимальным ограничением жизнедеятельности.

    Лечебно-диагностический процесс в РСЦ и ПСО организован в соответствии с действующими порядками и стандартами оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения и сердечно-сосудистыми заболеваниями, утвержденными Минздравом РФ. 

    В 2013 году с начала функционирования РСЦ и 3 ПСО специализированную медицинскую помощь в отделениях неотложной кардиологии получили 2586 больных с ОКС (из них с инфарктом миокарда 828), 97 больным с острым инфарктом миокарда проведена тромболитическая терапия. Летальность по кардиологическому блоку составила 13,3 %.

    На базе РСЦ проведено 437 коронарографий, из них: 207 по экстренным показаниям, 100 экстренных чрескожных баллонных ангиопластик коронарных артерий (из них 93 со стентированием).  Работа двух ангиографических стоек в РСЦ позволила в несколько раз сократить очередь на проведение плановой коронарографии пациентам с хроническими заболеваниями сердца. Установлено 337 постоянных и 146 временных искусственных водителей ритма пациентам с жизнеугрожающими нарушениями ритма сердца; проведено 41 инвазивное эндокардиальное ЭФИ;  39 РЧА дополнительных проводящих путей и аритмогенных зон сердца, ангиопластика (в т.ч. стентирование) периферических артерий, почечных артерий, непарных ветвей брюшной аорты – 20 (16); эндоваскулярная эмболизация – 7; имплантация кава-фильта – 14; ангиография аорты, брахиоцефальных, периферических, почечных артерий, непарных ветвей брюшной аорты – 610.

    В неврологических отделениях для больных с ОНМК пролечено 2781 больной с острым нарушением мозгового кровообращения (из них: 1894 - с ишемическим инсультом, 426 - с геморрагическим инсультом, 461 - с транзиторной ишемической атакой). 7 пациентам с ишемическим инсультом проведен системный тромболизис, у 6 из которых отмечалось значительное уменьшение выраженности неврологического дефицита. Летальность по неврологическому блоку составила 18,9%.

    Отделением рентгенхирургических методов диагностики и лечения  РСЦ также проведено 54 церебральных ангиографии пациентам неврологического профиля (для уточнения степени стенозов церебральных артерий; для выявления аневризм и артерио-венозных мальформаций у пациентов с геморрагическим инсультом);  впервые проведена ангиопластика с помощью стента у 1 пациента со стенозом прецеребральных артерий. 

    В нейрохирургическом отделении ГАУЗ «БОБ № 1» с начала работы сосудистого центра с применением нейронавигации прооперировано 18 пациентов с разрывом аневризм сосудов мозга и внутримозговым кровоизлиянием, 4 пациента с внутримозговыми нетравматическими гематомами.

    В отделении сосудистой хирургии ГАУЗ «БОБ № 1» выполнено 40 каротидных эндартерэктомий у пациентов с гемодинамически значимым стенозом церебральных артерий, 6 пациентам с патологической извитостью сосудов произведена резекция сосуда с реанастомозом.

    С августа 2013 года на базе РСЦ организован консультативно-диагностический центр дистанционной передачи ЭКГ по телефону. С момента работы и до конца 2013 года было проконсультровано 625 ЭКГ.  Наиболее активно использовали эту возможность  СМП г. Брянска, г. Клинцы, Сельцовская ГБ, Климовская ЦРБ, Гордеевская ЦРБ.

    При мониторинге и анализе реализации сосудистой программы выявлен недостаточный уровень проведения УЗДГ брахиоцефальных артерий (БЦА) во всех ПСО. В ПСО ГБУЗ «Клинцовская ЦГБ» это исследование вообще не проводится в связи с отсутствием специалиста. Отмечена низкая выявляемость стенозов БЦА. Кроме того, значительное количество пациентов госпитализировано в сосудистые отделения позже 24 часов с момента возникновения заболевания.

    На основании выше изложенного

    КОЛЛЕГИЯ РЕШИЛА:
    1. Информацию, представленную докладчиками принять к сведению.
    2. Заместителю директора департамента здравоохранения М.Г. Панову продолжить контроль за ходом диспансеризации взрослого населения Брянской области.
    3. Заместителям директора департамента здравоохранения Л.М. Красевой, М.Г. Панову продолжить контроль за реализацией мероприятий сосудистой программы.
    4. Заместителю директора департамента здравоохранения Л.Е. Крашенинниковой, главным врачам ГАУЗ «Брянская городская больница № 1» К.Е. Воронцову, ГАУЗ «Брянский областной кардиологический диспансер» А.М. Недбайкину, в соответствии с программой «Развитие здравоохранения  Брянской области 2014 – 2020 гг.» дооснастить ангиографическим комплексом ГАУЗ «Брянская городская больница № 1», ГАУЗ «Брянский областной кардиологический диспансер».
    5. Заместителям директора департамента здравоохранения С.Н. Карпенко, Л.М. Красевой, М.Г. Панову, Л.Е. Крашенинниковой, главным внештатным специалистам департамента по кардиологии — А.М. Недбайкину, по неврологии — А.Н. Юрченко рассмотреть вопрос создания межмуниципальных первичных сосудистых отделений на базе следующих учреждений: ГБУЗ «Новозыбковская ЦРБ» для населения Новозыбковского, Злынковского, Климовского и Стародубского районов; ГБУЗ «Навлинская ЦРБ» для населения Навлинского, Суземского, Севского, Комаричского и Брасовского районов; ГБУЗ «Погарская ЦРБ» для населения Почепского, Погарского, Трубчевского районов; ГБУЗ «Брянская ЦРБ» для населения Брянского, Жирятинского районов и г. Сельцо; ГБУЗ «Дятьковская ЦРБ» для населения Дятьковского района и г. Фокино.
    6. Главному консультанту (терапевту) департамента здравоохранения О.Ю. Аристарховой, руководителю РСЦ И.Н. Морозовой:
    6.1. в срок до 1 июня 2014 года провести анализ всех случаев поздней госпитализации в сосудистые отделения с выявлением причин и разработкой мероприятий по их устранению.
    7. Главному консультанту (терапевту) департамента здравоохранения О.Ю. Аристарховой, руководителю РСЦ И.Н. Морозовой, главным внештатным специалистам департамента по кардиологии — А.М. Недбайкину, по неврологии — А.Н. Юрченко, по медицинской реабилитации — Ю.Б. Мартынович:
    7.1. организовать работу реабилитационной службы в Брянской области для больных с кардиологическими и цереброваскулярными заболеваниями, в соответствии с приказом Минздрава РФ от 29.12.2012 № 1705н «О Порядке организации медицинской реабилитации»;
    7.2. продолжить организационно — методическую работу по профилю «кардиология» и «неврология» в медицинских организациях области.
    8. Руководителю регионального сосудистого центра И.Н. Морозовой продолжить постоянный мониторинг реализации мероприятий сосудистой программы и своевременное предоставление его результатов в Минздрав России.
    9. Главным врачам ГАУЗ «Брянская областная больница № 1» А.И. Пехову и ГАУЗ «Брянский областной кардиологический диспансер» А.М. Недбайкину увеличить количество пациентов по профилю «сердечно-сосудистая хирургия», направляемых на ВМП за счет средств федерального бюджета в федеральные клиники.
    10. Руководителям медицинских организаций области:
    10.1. обеспечить выполнение плана-графика диспансеризации взрослого населения а также повысить качество диспансеризации в 2014 году;
    10.2. обеспечить 100% охват диспансерным наблюдением больных БСК в соответствии с приказами Минздрава РФ и департамента здравоохранения Брянской области от 26.06.13 № 615 и от 01.07.13 № 636;
    10.3. принять исчерпывающие меры к исполнению врачами первичного звена, кардиологами, неврологами приказов департамента здравоохранения по алгоритмам оказания медицинской помощи больным с острой сосудистой патологией;
    10.4. организовать обязательное проведение ультразвуковой допплерографии сосудов головного мозга при выявлении показаний неврологами и терапевтами;
    10.5. обеспечить направление больных с выявленным значимыми стенозом церебральных артерий на консультацию к сосудистому хирургу ГАУЗ «Брянская областная больница № 1»;
    10.6. обеспечить преемственность в оказании медицинской помощи пациентам с острыми формами сосудистых заболеваний по окончании стационарного лечения в РСЦ и ПСО;
    10.7. активизировать информационно-просветительную работу среди населения по вопросам раннего обращения за медицинской помощью при возникновении симптомов острой сосудистой патологии;
    10.8. усилить контроль за направлением умерших по причине БСК на патологоанатомические и судебно-медицинские вскрытия.
    11. Контроль исполнения решения коллегии возложить на первого заместителя директора департамента здравоохранения С. Н. Карпенко.

Коллегия от 28 февраля 2014 года

  • Решение коллегии № 1 от 28.02.2014 г. «Об итогах работы учреждений здравоохранения Брянской области в 2013 году и задачах на 2014 год»

    Заслушав и обсудив доклады директора департамента здравоохранения В. Н. Дорощенко и содокладчиков, коллегия отмечает следующее.

    В 2013 году работа учреждений здравоохранения Брянской области была направлена на исполнение указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597, 598, 606, реализацию программы «Развитие здравоохранения Брянской области», программы «Модернизация здравоохранения Брянской области», обеспечение доступности и качества медицинской помощи населению.

    Численность постоянного населения Брянской области на 1 января 2013 года составила 1253,7 тыс. человек. За год численность населения области уменьшилась на 0,9% или на 10 750 человек.

    Общий коэффициент рождаемости в 2013 году составил 11,1 рождений на 1000 населения, за аналогичный период 2012 года – 11,4 на 1000 населения, что на 16,5% ниже показателя по России (РФ – 13,3, ЦФО – 11,4).

    Коэффициент общей смертности по области в 2013 году снизился по сравнению с 2005 годом (19,8) на 19,7% и составил 15,9 на 1000 населения, однако он на 21,4% выше показателя по России (2013 г. – 13,1).

    В 2013 году в Брянской области родилось живыми 13855 детей, что на 527 детей меньше, чем в 2012 году. Родилось недоношенными – 754 (5,4%), из них с низкой и экстремально низкой массой тела –7897 (12,8%).

    Умерло в возрасте от 0  до года – 126 детей (126 в 2012 году), из них недоношенных – 65 (51,5%), в том числе с низкой и экстремально низкой массой тела – 46 (70,7%). В 2012 году 70 (55%) и 44 (62,8%), в 2011году 79 (63%) и 35 (44,3%) соответственно.

    Показатель младенческой смертности повысился с 8,8 до 9,1 на 1000 детского населения, показатель перинатальной смертности не изменился и составил 11,4.

    Наиболее высокие показатели младенческой смертности наблюдаются в Брасовском, Рогнединском, Мглинском, Стародубском, Брянском, Дубровском районах.

    Не зарегистрировано случаев младенческой смертности в Жирятинском, Гордеевском, Злынковском районах.

    В структуре причин младенческой смертности в области ведущими являются заболевания и состояния, возникающие в перинатальном периоде – 61 ребенок – 48,4% (2012 г. 70 детей – 55,6%) и врожденные аномалии развития – 28 детей – 22,8% (2012 г. 24 ребенка – 19,0%), составляющие в совокупности  до 71,5% всех причин смерти детей  до года.

    Второе место в структуре причин младенческой смертности занимают врожденные аномалии развития. с введением в 2012 году пренатальной диагностики в первом триместре беременности показатель младенческой смертности от ВПР в 2012 году снизился на 36%.

    Показатель смертности детей в возрасте от 1  до 14 лет составил 0,9 при 1,0 в 2011 году. В структуре детской смертности первое место заняли смерть от внешних причин (59,0%), новообразования (12,8%), инфекционные болезни (10,3%), в том числе от туберкулеза, менингококковой инфекции – по 2 ребенка (5,1).

    В 2013 г. отмечается стабилизация эпидемиологической ситуации по туберкулезу. Заболеваемость туберкулезом снизилась с 73,7 на 100 тыс. населения в 2012 году  до 69,1 в 2013 году (2009 – 98,3, 2010 – 88,1, 2011 – 79,0). Охват населения области профилактическими осмотрами на туберкулез вырос с 61,1%  до 71,8% в 2013 году. Повысилась эффективность лечения больных туберкулезом и приверженность пациентов к лечению. В 2013 году доля абациллированных больных выросла с 73,7% до 76,2%. Количество отрывов от лечения снизилось с 7,5%  до 6,9%.

    Результатом этого стало снижение показателя смертности населения от туберкулеза за 12 месяцев 2013 года на 12,5%  до 11,9 на 100 тыс. населения (2012 – 13,6). Плановый показатель (13,3) перевыполнен, однако показатель по области выше, чем в РФ (11,0) и по ЦФО (6,1).

    Заболеваемость населения Брянской области болезнями системы кровообращения в 2013 году снизилась на 18%, в основном по таким нозологическим формам как болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением – на 18 %, цереброваскулярным заболеваниям – на 19 %. Однако, в сравнении с 2012 годом отмечается снижение показателя охвата диспансерным наблюдением больных, как в целом по классу «Болезни системы кровообращения» на 18%, так и в группе больных страдающих артериальной гипертонией – 17%, в группе больных страдающих цереброваскулярными заболеваниями на 24%.  

    Благодаря проведенным комплексным мероприятиям за 12 месяцев 2013 года удалось снизить показатель смертности по причине болезней системы кровообращения на 7,2% –  до 966,1 на 100 тыс. населения, что существенно ниже показателя смертности за 12 месяцев 2012 года (1041, 2 на 100 тыс. населения). Целевой показатель (1009,3 на 100 тыс. населения) перевыполнен, однако данный показатель по-прежнему превышает соответствующие значения по РФ (696,5) и по ЦФО (765,9).

    Заболеваемость злокачественными новообразованиями в Брянской области в 2013 году составила 458,5 на 100,0 тыс. населения.

    Показатель смертности от злокачественных новообразований в Брянской области за 12 месяцев 2013 года увеличился с 205,4  до 211,1 на 100 тыс. населения (РФ – 199.3, ЦФО – 219,9).

    Показатель выявленных злокачественных новообразований в запущенной форме (4 ст.) в области в 2013 году снизился и составил 23,9 % (2012 - 26,56%).

    Показатели одногодичной летальности в Брянской области с 2005 года стабильно ниже, чем по РФ – 26,1% (2012 год). Одногодичная летальность от злокачественных новообразований всех локализаций в 2013 году составила 22,4%.

    В 2013 году продолжена реализация мероприятий, направленных на совершенствование организации онкологической помощи населению, методов диагностики и лечения больных онкологического профиля, развитие специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи.

    Совокупные расходы на развитие здравоохранения Брянской области в 2013 году составили 11,8 млрд рублей, что на 1,7 % больше, чем в 2012 году, и на 13,5 % больше, чем в 2011 году.

    В 2013 году Брянская область участвовала в реализации мероприятий федеральных программ с объемом финансирования 285,0 млн рублей. Софинансирование из областного бюджета составило 47,7 млрд рублей.

    Средства были направлены на приобретение современного диагностического оборудования для ГАУЗ «БКДЦ» в рамках ФЦП «Преодоление последствий радиационных аварий на период  до 2015 года» (41,0 млн рублей), оказание высокотехнологичной медицинской помощи (11,9 млн рублей), оснащение оборудованием службы крови (151,9 млн рублей), закупку диагностических средств на определение ВИЧ-инфекции (11,2 млн рублей), антивирусных препаратов для больных ВИЧ-инфекцией и гепатитами В и с (61,9 млн рублей), проведение неонатального и аудиологического скрининга (5,2 млн рублей), пренатальной диагностики (6,5 млн рублей), организационные мероприятия по обеспечению граждан лекарственными препаратами для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей (19,2 млн рублей), приобретение антибактериальных и противотуберкулёзных лекарственных препаратов второго ряда (23,9 млн рублей).

    В 2013 году продолжалась реализация региональной программы модернизации в части укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения и внедрения современных информационных систем в здравоохранение. Мероприятия, утвержденные программой на 2013 год, реализованы в полном объеме.

    Департамент здравоохранения последовательно реализует комплекс мероприятий, направленных на создание эффективной системы медицинского обслуживания населения, совершенствования управления здравоохранением, выполнения Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года (№ 597, 598, 606).

    В рамках реализации Указов в 2013 году утверждены:

    - план мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Брянской области» (указ Губернатора Брянской области от 28.02.2013 № 193 (с учетом изменений, внесенных указом Губернатора Брянской области от 02.09.2013 № 503);
    - программа «Развитие здравоохранения Брянской области» (2013 - 2020 годы) (постановление Правительства Брянской области от 29.04.2013 № 91-п).

    В 2013 году проведен комплекс мероприятий по развитию здравоохранения:

    - реорганизованы 8 учреждений здравоохранения в структурные подразделения других учреждений, на 2014 год запланирована реорганизация 3 учреждений;
    - изменено правовое положение бюджетных учреждений на автономное в 11 учреждениях. На сегодняшний день функционирует 32 автономных учреждения здравоохранения из 92 (34,8 %);
    - с 1 октября 2013 года учреждения здравоохранения, имеющие прикрепленное население, переведены на оплату медицинской помощи по подушевому нормативу финансирования;
    - оплата операций в условиях дневного стационара и амбулаторно-поликлинических условиях производится по единому тарифу;
    - осуществляется поэтапный переход оплаты стационарной помощи по клинико-статистическим группам в соответствии с рекомендациями Минздрава России и Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
    - открыты отделения неотложной помощи при амбулаторно-поликлинических подразделениях в 44 лечебно-профилактических учреждениях.

    Проведенные мероприятия позволяют перераспределить медицинскую помощь из дорогостоящего круглосуточного стационара в амбулаторный сектор, а также направить средства на развитие высокотехнологичной медицинской помощи.

    Одним из основных направлений работы по реализации Указов явилось повышение заработной платы медицинских работников.

    По итогам 2013 года средняя заработная плата работников учреждений здравоохранения составила:

    - у врачей-специалистов и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг) – 29 960,0 рублей (при целевом показателе – 27 311 рублей);
    - у среднего медицинского (фармацевтического) персонала – 14 917 рублей (при целевом показателе – 14 479 рублей);
    - у младшего медицинского персонала – 9 716 рублей (при целевом показателе – 9 595 рублей).

    В целом по сфере здравоохранения показатели повышения заработной платы выполнены, однако присутствует невыполнение показателей по отдельным учреждениям.

    Одной из сложных задач здра­во­ох­ра­нения остаётся обеспечение учреждений врачебными кадрами.

    В области по состоянию на 01.01.2014 работает, включая учреждения Роспотребнадзора и учреждения Росздравнадзора, 4 191 врач. Обес­пе­чен­ность врачами на 10 000 населения составляет 33,4 (по России — 41,6). Укомп­лек­то­ван­ность учреждений здра­во­ох­ра­нения области врачами составляет 89,9%. Коэффициент совместительства составляет 1,8 (в России от 1,6  до 1,8).

    В 2012 году внесены изменения в Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», которыми в 2013 году предусматривались единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте  до 35 лет, прибывшим в 2013 году после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок, в размере одного миллиона рублей на одного медицинского работника.

    В 2013 году по программе «Земский доктор» единовременную компенсационную выплату в размере 1,0 млн рублей получили 43 врача.

    В 2014 году продолжится предоставление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам на тех же условиях, которые были установлены на 2013 год. В рамках данной программы планируется заключить трудовые договора с 60 молодыми специалистами.

    В 2013 году в рамках целевого набора в медицинские вузы от Брянской области поступил 151 человек (в 2012 году – 130 человек). На обучение по программам послевузовского профессионального образования в 2013 году направлено 119 человек (в 2012 году – 94 человека).

    Проведена большая работа по повышению профессионального уровня врачей и средних медицинских работников. Департамент здравоохранения Брянской области заключает договоры на проведение выездных циклов со Смоленской государственной медицинской академией, Курским, Саратовским, Первым Московским государственными медицинскими университетами, Российской медицинской академией последипломного образования.

    За 2013 год проведено 20 выездных циклов, где обучено 898 врачей.

    В 2013 году для врачей было выделено 34 квартиры и 14 квартир средним медицинским работникам.

    Во исполнение поручения по пункту 2 «г» Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» департаментом здравоохранения Брянской области разработана программа по привлечению и закреплению медицинских кадров, мероприятия которой стали основой подпрограммы «Кадровое обеспечение системы здравоохранения» программы «Развитие здравоохранения Брянской области» (2013 – 2020 годы).

    В большинстве муниципальных образований Брянской области разработаны и утверждены программы по привлечению и закреплению медицинских кадров. По состоянию на 01.01.2014 программы отсутствуют: в г. Брянске, г. Сельцо, Рогнединском муниципальном районе, Унечском муниципальном районе, Суземском муниципальном районе.

    В 2013 году введены в эксплуатацию следующие объекты:

     - онкогематологический центр ГБУЗ «Брянская областная детская больница»;
    - физиотерапевтическое отделение ГБУЗ «Брянский областной кардиологический диспансер» (реконструкция);
    - газификация котельной ГБУЗ «Брянская городская поликлиника № 5»;
    - фельдшерско-акушерские пункты в н.п. Тюнино и н.п. Гобики Рогнединского района, в н.п. Воробейня Жирятинского района.

    На строительство и реконструкцию объектов здравоохранения области в 2013 году из средств областного и федерального бюджетов было выделено 643,04 млн рублей.

    Ведется строительство и реконструкция 20 объектов здравоохранения области, в том числе:

     - хирургический корпус Брасовской ЦРБ;
    - морфологический корпус г. Клинцы;
    - лечебный корпус Суражской ЦРБ;
    - поликлиника на 150 посещений терапевтического корпуса на 50 коек Брянской ЦРБ;
    - амбулатория на 150 посещений в н.п. Супонево Брянского района;
    - лечебный корпус Брянской городской больницы № 4;
    - врачебная амбулатория с офисом врача общей (семейной) практики в пгт. Кокоревка Суземского района;
    - водогрязелечебница отделения реабилитации № 2 областного кардиологического диспансера;
    - реконструкция здания бывшего детского сада под поликлиническое отделение Белоберезковской участковой больницы Трубчевской ЦРБ;
    - реконструкция терапевтического корпуса Жуковской ЦРБ;
    - реконструкция лечебного корпуса № 1 Брянской областной психиатрической больницы № 1 под диагностическое отделение на 150 посещений в смену с дневным стационаром;
    - реконструкция здания детского сада под офис врача общей (семейной) практики в н.п. Ущерпье Клинцовского района;
    - лечебный корпус Брянского областного наркологического диспансера;
    - детская поликлиника в Фокинском районе г. Брянск.

    Разработана проектно-сметная документация на строительство офиса врача общей практики в п. Первомайский г. Сельцо.

    Строительство фельдшерско-акушерского пункта в н.п. Глаженка Брянского района включено в муниципальную программу «Устойчивое развитие сельских территорий Брянского района Брянской области на 2014-2017 годы и на период  до 2020 года».

    В 2014 году планируется ввод в эксплуатацию: 2-й пусковой комплекс г. Клинцы; офис врача общей практики в н.п. Коржово-Голубовка Клинцовского района.

    Принято решение о строительстве детской поликлиники на 250 посещений в смену в Фокинском районе города Брянска.

    В 2014 – 2016 годах в рамках программы «Модернизация здравоохранения Брянской области» (2011 – 2016 годы) будет осуществляться проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию перинатального центра. На указанные цели выделено 1768,3 млн рублей из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и 442,1 млн рублей из областного бюджета.

    В 2013 году проведен капитальный ремонт педиатрического отделения ГБУЗ «Комаричская ЦРБ» на сумму 4,8 млн рублей, закуплено медицинское оборудование для ГБУЗ «Брянская областная детская больница» на сумму 5,6 млн рублей. В 2013 году проведен капитальный ремонт реанимационного отделения с операционной ГБУЗ «Фокинская городская больница им. В. И. Гедройц», помещений стоматологического отделения ГАУЗ «Брянская городская поликлиника № 9», стоматологической поликлиники ГБУЗ «Выгоничская ЦРБ».

    В целях укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения сельской местности в 2013 году проведен капитальный ремонт офиса врача общей практики в с. Красный Рог ГБУЗ «Почепская ЦРБ», ФАПов ГБУЗ «Брянская ЦРБ» в н.п. Староселье, Ивановка, Колтово, Журиничи, Толвинка, Мирный, Хотылево.

    Во исполнение приказа МЗ РФ от 03.12.2012 г. № 1006н «Об утверждении порядка проведения диспансеризации отдельных групп взрослого населения», приказа департамента здравоохранения и ТФОМС Брянской области от 21.03.2013 № 290/74 «О проведении диспансеризации определенных групп взрослого населения на территории Брянской области в 2013 году» 40 медицинских организаций области проводят диспансеризацию определенных групп взрослого населения. Общее число граждан, подлежащих диспансеризации в 2013 году составило 219 676 человек.

    На 31.12.2013 года количество граждан, прошедших 1-й этап диспансеризации – 161 065 человек, или 73,3% от подлежащих диспансеризации в отчетном году. В том числе прошли 1 этап диспансеризации 4309 инвалидов и участников Великой Отечественной войны.

    Первой из медицинских организаций закончила проведение диспансеризации определенных групп населения ГБУЗ «Суземская ЦРБ» – 104,9%.

    Высокий удельный вес прошедших 1-й этап диспансеризации в следующих медицинских организациях: ГАУЗ «Брянская городская больница № 2» – 102,6%,

    ГБУЗ «Погарская ЦРБ» – 101,2%, ГБУЗ «Клетнянская ЦРБ» – 100,4%, ГБУЗ «Брянская городская больница № 8» – 100,0%, ГБУЗ «Юдиновская УБ» – 100,0%, ГБУЗ «Севская ЦРБ» – 98,8%, ГБУЗ «Дубровская ЦРБ» – 90,1%.

    Наименьший удельный вес прошедших 1-й этап диспансеризации в следующих медицинских организациях: ГАУЗ «Брянская городская поликлиника № 1» – 42,3%, НУЗ «Отделенческая больница ст. Брянск 2 ОАО РЖД» – 48,4%.

    Из числа закончивших 1 этап диспансеризации представлено счетов к оплате – 155 244 или 96,4% от числа прошедших 1 этап.

    Количество направленных на 2 этап диспансеризации 65 218 человек, из них завершили 2-й этап диспансеризации – 64 198 человек или 98,4% от числа направленных (причины: отказ, прохождение 2 этапа в данный отчетный период не закончено).

    По результатам диспансеризации на 31.12.2013 выявлено следующее распределение по группам здоровья:

    I группа «Лица с низким и средним сердечнососудистым риском» – 50 665 человек или 31,5% от числа граждан, прошедших диспансеризацию;

    II группа «Лица с высоким и очень высоким суммарным риском развития сердечнососудистых заболеваний» – 22 326 человек или 13,8% (расчетная цифра МЗ РФ – 35%);

    III группа «Пациенты, требующие установления диспансерного наблюдения или оказания специализированной помощи, а так же нуждающиеся в дополнительном обследовании» – 88 074 человека или 54,7%.

    По результатам ежемесячных сведений о диспансеризации определенных групп взрослого населения в Брянской области впервые выявлены подозрения на наличие заболеваний (случаев) – 35 017, впервые выявлено заболеваний 26 693 случая или 76,2% от числа выявленных подозрений.

    В структуре впервые выявленных заболеваний:

    I-е ранговое место занимают болезни системы кровообращения (39,7%),
    II-е ранговое место болезни эндокринной системы (23,1%),
    III-е ранговое место болезни мочеполовой системы (10,8%),
    IV-е ранговое место болезни органов пищеварения (9,1%).

    С целью охвата диспансерными осмотрами населения отдаленных поселков, активно используется мобильный медицинский комплекс (сделано 53 выезда, осмотрено 3820 человек), а также мобильные медицинские бригады (осмотрено 3563 человека).

    Реализация мероприятий по формированию здорового образа жизни и регулярная всеобщая диспансеризация позволят в перспективе снизить смертность взрослого населения от основных причин на 50-55% от исходного уровня.

    Профилактические осмотры детей 0-17 лет проведены на достаточно высоком уровне ( до 99,6%). 100% детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и пребывающих в стационарных учреждениях образования, здравоохранения и социальной защиты населения прошли углубленные медицинские осмотры, по результатам которых разработаны и проведены лечебные и реабилитационные мероприятия, углубленной диспансеризацией охвачено 96,3% усыновленных детей, пребывающих в приемных и опекунских семьях.

    Департаментом здравоохранения области, Брянским территориальным центром медицины катастроф и лечебно-профилактическими учреждениями области в 2013 году продолжена работа по совершенствованию организации медицинского обеспечения населения в мирное и военное время, подготовке к работе медицинских формирований и учреждений в кризисных ситуациях. План основных мероприятий в 2013 году выполнен в полном объёме.   

    КОЛЛЕГИЯ РЕШАЕТ:

    1. Информацию, представленную директором департамента здравоохранения и содокладчиками принять к сведению.

    2. Работу учреждений здравоохранения Брянской области в 2013 году признать удовлетворительной.

    3. Первому заместителю директора департамента здравоохранения С. Н. Карпенко, заместителю директора Л. Е. Крашенинниковой, заместителям директора Л. М. Красевой, М. г. Панову, О. И. Чирковой, совместно со специалистами группы развития базы отрасли обеспечить:

    3.1 продолжить реализацию мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями;

    3.2 реализацию мероприятий программы развития здравоохранения области на период  до 2020 года;

    3.3 реализацию мероприятий по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатального центра в рамках программы «Модернизация здравоохранения Брянской области» (2011 – 2016 годы);

    4. Заместителям директора департамента здравоохранения М. г. Панову, О. И. Чирковой обеспечить контроль за реализацией мероприятий ПНП «Здоровье» в 2014 г.

    5. Заместителям директора департамента здравоохранения Л. М. Красевой, О. И. Чирковой, Л. Е. Крашенинниковой совместно с руководителями учреждений здравоохранения и главными внештатными специалистами департамента здравоохранения продолжить работу по развитию, совершенствованию высокотехнологичной медицинской помощи, обеспечению ее доступности взрослому и детскому населению области.

    6. Заместителю директора департамента здравоохранения О. И. Чирковой совместно с руководителями учреждений детства и родовспоможения, главными внештатными специалистами департамента здравоохранения продолжить работу по снижению младенческой и материнской смертности, развитию пренатальных методов диагностики состояния плода.

    7. Заместителю директора департамента здравоохранения Л. Е. Крашенинниковой обеспечить выполнение целевых показателей в соответствии с планом мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Брянской области», утвержденным Указом Губернатора Брянской области от 28.02.2013 № 193 в части повышения заработной платы медицинских работников.

    8. Заместителю директора департамента здравоохранения Л. Е. Крашенинниковой, и.о. директора территориального фонда обязательного медицинского страхования Брянской области П. М. Иванову обеспечить переход на оплату стационарзамещающей и стационарной медицинской помощи по клинико-статистическим группам в соответствии с Рекомендациями, направленными информационным письмом Министерства здравоохранения РФ от 11 ноября 2013г. № 66-0/10/2-8405. Срок 01.07.2014.

    9. Начальнику отдела по кадровой работе департамента здравоохранения О.В. Татариновой:

    9.1 продолжить работу по направлению в медицинские вузы абитуриентов – жителей Брянской области и обеспечить выполнение плана целевого приема согласно заключенным с вузами договорам;

    9.2 с целью укомплектования сельского звена здравоохранения продолжить работу по заключению договоров с врачами в возрасте  до 35 лет для работы в медицинских учреждениях, расположенных в сельских населённых пунктах.

    10. Комиссии по разработке территориальной программы ОМС для оценки эффективности проводимой диспансеризации населения, утвердить дополнение Перечня показателей оценки эффективности деятельности медицинских организаций – фондодержателей на 2014 год следующими показателями:

    - выполнение плана проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения;
    - выполнение плана профилактических осмотров несовершеннолетних и плана диспансеризации детей – сирот, в т.ч. усыновленных, принятых под опеку в приемную или патронатную семью;
    - смертность обслуживаемого населения в потерянных годах потенциальной жизни (ПГПЖ) на 1000 застрахованных.

    11. Главным врачам ЛПУ области обеспечить:

    11.1 поэтапное заключение трудовых договоров (дополнительных соглашений к трудовым договорам) на основе «эффективного контракта» с работниками;

    11.2 выполнение мероприятий утвержденных «дорожных карт» по эффективному использованию кадровых, материальных и финансовых ресурсов в 2014 году;

    11.3 реализацию мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями и мероприятий ПНП «Здоровье», мероприятий программы развития здравоохранения области на период  до 2020 года;

    11.4 исполнение Порядков оказания медицинской помощи по профилям заболеваний, утвержденных приказами Минздрава России;

    11.5 выполнение комплекса мер, направленных на снижение материнской и младенческой смертности, смертности от онкологических заболеваний и заболеваний сердечно-сосудистой системы;

    11.6 проведение диспансеризации взрослого населения в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.12.2012 № 1006н в объеме, утвержденном совместным приказом Департамента здравоохранения и ТФОМС Брянской области;

    11.7 учет результатов диспансеризации, в том числе анкетирования пациентов, с использованием установленного в медицинских организациях программного обеспечения;

    11.8 проведение профилактического консультирования пациентов в соответствии с Методическими рекомендациями «Организация проведения диспансеризации и профилактических осмотров взрослого населения», разработанными государственным научно – исследовательским центром профилактической медицины Минздрава России;

    11.9 внутренний контроль качества оказания медицинской помощи;

    эффективное и рациональное расходование финансовых средств при проведении закупок лекарственных препаратов; контроль формирования заявок по ОНЛС;

    11.10 подготовку рабочих мест врачей, имеющих право на выписку льготных рецептов, к внедрению проекта «электронный рецепт»;

    11.11 исполнение плана мероприятий по вопросам гражданской обороны здравоохранения и службы медицины катастроф, противопожарной и антитеррористической защиты персонала и больных, планов защиты в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, постоянную готовность коллективных средств защиты имеющихся в ЛПУ.

    12. Контроль исполнения решения коллегии оставляю за собой.

Слушать