Метапредметный подход при подготовке будущих медицинских работников

Менее двух месяцев отделяет студентов-выпускников ГАПОУ «Брянский медико-социальный техникум им. ак. Н. М. Амосова» от знаменательного момента в их жизни, когда они смогут по праву считаться молодыми специалистами и пополнят ряды отечественного здравоохранения. Медицина — особая сфера деятельности, требующая не только знаний и уверенных профессиональных навыков, но и умения общаться, работать в команде, быстро реагировать в чрезвычайной ситуации. Чтобы вырастить из первокурсника компетентного, конкурентоспособного, умеющего приспосабливаться к быстро меняющимся условиям рынка труда выпускника, педагогический коллектив техникума уже не первый год работает в инновационном режиме, отвечающем задачам модернизации российского образования и соответствующем компетентностной парадигме, предполагающей взаимосвязь теории с практикой и воспитание разносторонней личности.

Поэтому одновременно с традиционными методами в образовательном процессе техникума занимает важное место бинарная модель обучения, реализующая принцип метапредметности и позволяющую решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин. Бинарные занятия дают возможность интегрировать знания, на первый взгляд, по абсолютно разным дисциплинам, тем самым формируя у обучающихся представление о единстве окружающего мира и функциональную грамотность, а также развивая познавательную, коммуникативную и личностную активность будущих медицинских работников.

В апреле бинарное занятие было проведено для студентов 3 курса специальности 34.02.01 «Сестринское дело». Реализуя принцип преемственности, были интегрированы две совершенно разные дисциплины: «Русский язык», изучаемый студентами на 1 курсе в рамках общеобразовательного цикла, и «Сестринская помощь при нарушениях здоровья в терапии», входящая в профессиональный модуль «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах», что нашло отражение и в теме занятия: «Заболевания сердечно-сосудистой системы: медико-филологический аспект».

Студентам было предложено пройти практику в интерактивном Сердечно-сосудистом центре. Каждый корпус центра, который они виртуально посещали, ставил перед ними новые задачи, заставляя интегрировать знания по терапии и русскому языку. Так, будущие медицинские работники не только обосновывали диагнозы, анализировали результаты лабораторных и инструментальных методов исследования, но и ставили ударение в медицинских терминах, работали над перфорированными медицинскими текстами, используя знания по лексике, восстанавливали правильный вариант выписки из медицинской карты амбулаторного больного.

Передвижение между корпусами Сердечно-сосудистого центра осуществлялось с использование интерактивного Кардиометрополитена, что внесло в занятие элемент занимательности и сделало акцент на ключевых аспектах при изучении заболеваний, а именно: патогенезе, диагностике, клинических проявлениях и лечении. Все занятие студентов сопровождали зрительные образы — медицинской сестры Феклуши и медбрата Петруши, которые помогали вспомнить правила русского языка и поясняли задания терапевтической направленности.

Привлекла внимание студентов и гостей занятия и специально созданная преподавателями Терапевтическая Азбука, содержащая иллюстративный материал и задания для проверки как профессиональных, так и общих компетенций.

На занятии отчетливо прослеживалось не только интегрирование знаний по двум обозначенным дисциплинам, но и межпредметные связи с другими предметными областями: математикой, анатомией, фармакологией, патологией, основами профилактики — в совокупности с применением интерактивных методов обучения (интерактивная больничная столовая, интерактивные задания, созданные на платформе LeningApp, интерактивный тест по Google форме) и технологии ЛЭПБУК (на протяжении всего занятия студенты работали а ЛЭПБУКах под названием «Азбука здорового сердца», они расширили кругозор студентов. Безусловно, все это стало возможным благодаря профессионализму двух преподавателей, работающих в творческом тандеме, — преподавателя русского языка высшей категории, кандидата филологических наук Трафименковой Татьяны Александровны и преподавателя клинических дисциплин высшей категории, кандидата медицинских наук Пеховой Ксении Александровны, которые провели бинарного занятия на современном уровне, ориентируясь на инновационный подход к образовательному процессу.

В результате бинарное занятие не только способствовало активизации мыслительной деятельности студентов, но и продемонстрировало необходимость взаимосвязи общеобразовательных и профессиональных дисциплин для выстраивания «процесса обучения вокруг опыта учащихся» на всем протяжении подготовки будущих медицинских работников.